e-mail: tat95@yandex.ru

Биография, выставки Отзывы, критика Соблазны подстерегают... Галереи

Гостевая книга: ваши отзывы, вопросы, пожелания, в том числе о покупке картин
На главную страницу


Соблазны подстерегают художника всюду, пока он подстерегает свою красоту.

Живопись Владимира Гуляева легко узнаваема по холодновато-изысканной колористике, создающей иллюзию переливов света, и камерному, элегическому звучанию. Не удивительно, что поверхность холстов порой кажется сотканной из бисера - ювелирная работа, ничего не скажешь. Такое невозможно без тонкой интуиции и, пожалуй, без тонкого расчета. Гуляев из тех, кто смолоду обретая свое "Я" в искусстве, затем лишь совершенствует, шлифует мастерство, добиваясь предельной изысканности, "выхоленности" каждого квадратного миллиметра живописного пространства. Владимир Гуляев - живописец высокой пробы - имеет на своем счету много персональных выставок, однако, обычно он не спешит с экспозициями, считая, что суетное это дело - выставки, хотя и приятное. Много завершенных работ скрыты от глаз зрителей у него в мастерской ... Он - ждет, он - ловец красоты мига!

-Что же наиболее всего соблазнительно для Вас в окружающем мире?
-Мимолетность жизни, неповторимая особенность каждого ее момента. Соблазны подстерегают художника всюду, а он, в свою очередь, подстерегает "свою" красоту. Основной соблазн - творчество, работа. с этим сплю, с этим и просыпаюсь. Да, могу хоть сейчас набрать работ не на одну выставку, но многие из них "не обуты- не одеты". Пока мастеришь рамку, упустишь вдохновение - возможность появления новой вещи. Так или иначе, впечатления воплощаю на холсте. Формы - разные: натюрморт, пейзаж, портрет - предпочтительного жанра нет. Главное, выразить настроение и психологический подтекст живописной ситуации. Подсознательный вариант картины подчиняет себе художника, как бы он тому ни противился. Изменить себе, по моему, нельзя. Внутреннее "Я" - настоящий хозяин положения.

-Стало быть, по натуре Вы - экзистенциалист?
-По натуре я - охотник. Значит - романтик, странник. И мне хотелось бы настоящих дальних странствий, блеска океана, хлопающих парусов под ветром южных широт, света нездешних созвездий... Неосуществимый порыв. Но, мечтать о морях-океанах буду всю оставшуюся жизнь. Предпочитаю не художественные, а документальные фильмы об океанических одиссеях, болею за судьбы современных мореходов, уважаю их за риск, за силу духа.

-Сколь далеко простираются горизонты Ваших собственных странствий? Или они ограничены фильмами, книгами?
-Отнюдь. В свое время я на "Яве-350", спутнице молодости, исколесил саратовские края вдоль и поперек. Дважды бывал на Памире, где меня буквально поразили космические масштабы увиденного, в которых я сам себе казался случайно занесенной песчинкой, не чувствующей земного притяжения. На Памире я был физически счастлив.
Книги, и фильмы, люблю познавательного характера, помогающие постигать мир - белых пятен все еще много.

-Вам хотелось бы попасть в первооткрыватели?
-Увлекающийся человек, по определению, способен на открытие. Меня прельщает энтомология - наука о насекомых. Собираю коллекцию экзотических бабочек. На Памире мне посчастливилось поймать бабочку из рода Parnassius. Оказалось, она принадлежит к неизвестному доселе подвиду. Голландское энтомологическое общество включило бабочку в научный каталог под названием P. simonius taldykius, ибо этот самый миниатюрный Parnassius водится на перевале Талдык на высоте 3600 м над уровнем моря.

-Судя по интересным вещам в вашей мастерской, пришедшим явно из отдаленных времен, Вы собираете не только бабочек. Что для Вас эти фрагменты деревянной резьбы и лепнины, керосиновые лампы, куски дерева, самовары - предметы поклонения, источник вдохновения или материал для творчества?
-Серьезным собирательством я не занимаюсь. Конечно, преклоняюсь перед работами старых мастеров. Да и сама по себе природная красота камня, дерева, металла, безусловно, привлекает меня. Вот, к примеру, кусок кленового капа - готовое художественное произведение, найденное в центре города, а не поделочный, Боже упаси, материал. Мир вещей, как любой другой, прекрасен, загадочен. Иногда, как бы нечаянно, образ той или иной вещи входит в живописную композицию. Вообще, есть некоторая сумеречная зона между природным явлением и вещью. Кусок дерева в мастерской - это уже вещь.

-Колеблющиеся линии, мерцающие образы, лилово-серебристая гамма Вашей живописи, видимо, чрезвычайно привлекательны для особ женского пола как покупателей или заказчиков?
-На заказ не работаю - парализующе действует сам момент заказа. А среди покупателей преобладают молодые бизнесмены, интуитивный вкус которых я уважаю... Сам я тоже покупаю иногда картины, принимаю в дар. Бываю и покупателем у молодых авторов.
Не только же себя любить!

-По мнению Сент-Экзюпери, на каждой судьбе лежат отсветы страны детства. На сколько повлияло на Ваше творчество место, в котором Вы выросли?
-Я вырос в сказочном месте- бывших Шумилинских садах, в районе завокзалья -саратовских предгорий. Конкретно, в Шумилинской даче-тереме. Вокруг шелестели листвой американские клены, липы, мерцали пруды родниковой водой. Впоследствии, когда пруды стали спускать, оказалось, что берега их выложены мощными дубовыми пластинами. Сама дача со временем превратилась в обычную страшную коммуналку...
Пусть сейчас в стране моего детства все не так, меня радуют положительные изменения в облике Саратова. Возвращаются старые традиции в оформлении зданий и городских пространств: декоративные элементы, выполненные с использованием металла, камня. Есть хотя бы намек на рынок архитектурных проектов. Хорошо,что появился частный заказчик со средствами, "насмотренный" в зарубежных поездках. Хорошо,что старые подвалы превращаются в уютные уголки. Хотя я лично считаю, что в облике Саратова всегда проглядывал "маленький Париж", чему дивились залетные искушенные искусствоведы.

Вопросы Владимиру Гуляеву- художнику, философу, натуралисту, психологу, краеведу, толкователю снов, столяру, слесарю, ювелиру- задавала
Наталья Проскурякова.
Напечатано в газете "Саратов" 23 октября 1999 года.

Hosted by uCoz